Наступление новой книжной эры, тектонические сдвиги, слом — так нередко характеризуют процессы, происходящие в книгоиздании и на мировом книжном рынке. О них немало говорят и пишут, освещая разрозненно те или иные аспекты, зачастую, быть может, не самые значительные. А вот на то, чтобы проанализировать, систематизировать и обобщить происходящее, решаются немногие.
Один из этих немногих — известный отраслевой футуролог и гуру Майк Шацкин.
По его прогнозам, пройдёт ещё пять или десять лет, и книгоиздателями станут университеты (а то и отдельные факультеты), адвокатские конторы, бухгалтерские и консалтинговые фирмы, большая часть промышленных и торговых компаний, музеи, футбольные клубы и другие организации. Книгоиздание изменится кардинально, и большинство из тех, кто сейчас работает в издательствах, там работать уже не будут.
Под угрозой окажется само существование книгоиздания как отрасли, поскольку непрофильные компании и организации будут издавать книги совсем не ради прибыли, и конкурировать с ними издателям будет очень сложно. Ведь качественный издательский продукт стоит денег, и цену на него устанавливают, исходя из затрат.
Изменения в отрасли, теперь ставшие необратимыми, начали происходить с появлением и развитием Интернета. Именно он — главный виновник всех нынешних «бед». А главным их катализатором выступил не кто иной, как Amazon.com, когда внедрил технологию печати по требованию и наладил, вместе с другими игроками, производство электронных книг.
Как следствие, на рынке появилось небывалое ранее количество книжной продукции. По способу реализации её можно разделить на три категории: бумажные книги, реализуемые через стационарные магазины, бумажные книги, реализуемые через интернет-магазины, и электронные книги.
По данным Bowker Market Research, сетевая торговля в 2012 году обогнала стационарную по продажам бумажных и электронных книг и уверенно сохраняет лидерство. Стационарный книжный ритейл, напротив, теряет свои позиции с каждым годом. В этом ключ к пониманию т
Уже сейчас медийные и другие компании, никогда раньше не занимавшиеся книгоизданием, делают электронные книги частью своего медиа-микса.
Майк Шацкин называет этот процесс атомизацией книгоиздания. И заключает, что, когда к авторам, самостоятельно издающим свои книги, присоединятся компании и организации, они окончательно подорвут и без того неустойчивый книжный рынок.
Наряду с атомизацией, будущее книгоиздания, согласно Шацкину, определяют ещё три фактора: масштаб(использование размеров производства как конкурентного преимущества), вертикальная интеграция (использование возможностей Интернета для адресной доставки продукта) и разукомплектация (дезинтеграция комплекса услуг, которые традиционно предлагали авторам издатели).
Нынешние покупатели идут за книгой не в магазин, а в Интернет. В этих условиях прежний маркетинг, разделяющий книги исключительно по жанрам и темам, становится неэффективным. Необходим другой, клиенто-центричный маркетинг. И положительный эффект масштаба заключается теперь не столько в снижении издержек, сколько в способности охватить (через Интернет) как можно более широкую читательскую аудиторию. В этом суть вертикальной интеграции книжного бизнеса.
Если прежде импринты и бренды были для издателя средством коммуникации с книжной торговлей, с одной стороны, и с авторами и агентами, с другой, то в вертикальном мире не только маркетинг, но и брендирование становится всё более клиенто-центричным.
Пожалуй, самым ярким примером такого подхода к маркетингу и брендированию является история успеха Джона Локка. В течение нескольких месяцев он, тогда никому неизвестный автор, поднялся на верхние строчки списка бестселлеров на Amazon. За пять месяцев ему удалось продать миллион электронных книг, и это до того, как у него появился агент, то есть самиздатом.
Секрет его успеха прост, и заключается он в доскональном знании своего читателя, в постоянном взаимодействии с ним через Твиттер и авторский сайт. Читатели Локка — люди интеллектуального труда и свободных профессий. Да, они будут читать высокую прозу, однако, по большому счету, им нужна литература для развлечения. Им нравятся сильные, немногословные герои, которые могут спасти мир, но терпят фиаско в отношениях с женщинами. Откровенные сцены, остроумные шутки о сексе, сцены насилия — всё это привлекает читателей Локка и всё это есть в его книгах.
Он постоянно анализирует своей контент, выясняет, что продаётся лучше и почему, спрашивает читателей напрямую и пишет книги в соответствии с их ожиданиями. Пишет то, что нравится не ему, а, прежде всего, читателю. Как результат, его книги, раз за разом, попадают в топы бестселлеров газеты The New York Times.
Сотни других авторов, следуя примеру Аманды Хокинг и Джона Локка, создали свои бренды с нуля.
Появились компании, подобные Smashwords и Netminds, которые взяли на себя неохваченные до них промежуточные услуги: редактирование, оформление, маркетинг, тем самым окончательно разукомплектовав издательский пакет.
Процессы слома старого книжного мира полным ходом идут в США и Великобритании. К ним готова присоединиться Германия: предпосылки для разрушения традиционной книгоиздательской модели там есть. В Германии уже сейчас можно охватить рынок, не создавая товарных запасов, не содержа складских помещений, не нанимая торговых представителей. Amazon владеет здесь долей рынка, достаточно большой для того, чтобы авторам было коммерчески выгодно пользоваться авторскими сервисами для издания собственных книг. Стационарные книжные магазины находятся в трудном положении и постоянно теряют рыночную долю даже при том, что существующее в Германии регулирование цен на книги не позволяет Amazon осуществлять агрессивную демпинговую политику.
Подробнее: http://pro-books.ru/sitearticles/13175